PROJECTS

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

Персональные или групповые проекты



Преимущества персональных проектов:

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Преимущества групповых проектов:

в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.


Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. 


Ролевой проект.Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов


По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется И лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты выполняются исключительно за внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (в пределах одной страны);
международными.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Формы продуктов проектной деятельности

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Хрестоматийным примером является проект «Изготовление воздушного змея»: работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг. изучать важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка. Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

web-сайт;
анализ данных социологического опроса;
атлас, карта;
видеофильм;
выставка;
газета, журнал;
действующая фирма;
законопроект;
игра;
коллекция;
костюм;
модель;
музыкальное произведение;
мультимедийный продукт;
оформление кабинета;
постановка;
праздник;
прогноз;
система школьного самоуправления;
справочник;
сравнительно-сопоставительный анализ;
учебное пособие;
экскурсия.


Примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием).
Популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм).
Частотный словарь английского молодежного сленга.
Главы из учебника будущего «Биология и экология» 2500 года издания.
Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть.
Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района).
Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в средневековье».
Коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.


Подведение итогов

Подведение итогов в проектных группах проводится в последний день проектной недели, непосредственно после объявления результатов конкурса. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.

Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:

Достигнута ли цель проекта?
Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?
Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?
Возникало ли у вас в ходе проектной недели желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы? Общешкольное подведение итогов организуется в конце дня, после того как закончится процесс обсуждения в группах. Оно может проводиться в различных формах:
совещание педколлектива при директоре (зам. директора)
собрание рабочей группы, включающей, помимо руководства школы, одного взрослого и одного юного представителя от каждой проектной группы

По итогам проведенных обсуждений, на основе сданных описаний проектов и аналитической записки, подготовленной пресс-центром, зам. директора (координатором проектов) готовится отчет по итогам проектной недели, который сдается директору школы и может стать предметом для коллективного анализа на очередном педагогическом совете.

Оформление проектной папки

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

паспорт проекта;
планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
промежуточные отчеты группы;
вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет;
результаты исследований и анализа;
записи всех идей, гипотез и решений;
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации (сценарий);
другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет:

организовать работу каждого участника проектной группы;
создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом;
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;
сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.


Виды презентаций проектов


Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

деловой игры - научного доклада;
демонстрации видео-отчета фильма / продукта, исследовательской выполненного на основе экспедиции информационных;
пресс-технологий конференции;
диалога исторических;
путешествия или литературных;
рекламы персонажей;
ролевой игры;
защиты на Ученом Совете;
соревнования;
спектакля;
игры с залом;
спортивной игры;
научной конференции;
экскурсии.



Комментариев нет:

Отправить комментарий